ЭТО ИНТЕРЕСНО

Экуменизм и православие

Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир, вселенная) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений. Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям. Понятие «экуменизм» было предложено в 1937 году теологами Принстонской теологической семинарии.

Известны экуменические тенденции, проявившиеся на средневековом христианском Востоке который находился под мусульманским игом. Эти явления были в значительной мере обусловлены расцветом культуры арабского Халифата.
В период Реформации на территории Германии получили распространение совместные церкви, где службы проводили попеременно представители католической, протестантской и иногда православными. Религиозной толерантности способствовал и принятый в Германии по результатам Аугсбургского мира принцип cuius regio, eius religio.
Изначально идея экуменизма базировалась в среде протестантов на теории ветвей, cуть которой заключается в том, что христианские конфессии являются единой Христовой Церковью, несмотря на различие в догматах. Поскольку все верят в одного Христа, то имеют общие таинства: крещение, евхаристию, священство, которые, по мнению основателей экуменизма, не повторяются, а взаимно признаются разными ветвями. Поэтому будет великая польза если ветви начнут процесс сближения через совместные молитвы и евхаристическое общение, взаимно обогащая друг друга.
Начало современному экуменическому движению было положено участниками состоявшейся в 1910 году в Эдинбурге Всемирной миссионерской конференции, учредившими в 1921 году Международный миссионерский совет, а также двух международных обществ — в 1925 году «Жизнь и деятельность» (решение вопросов взаимоотношений христианства с общественно-политическими и экономическими явлениями) и в 1927 году «Вера и порядок» (ставило своей целью воссоединение разрозненных деноминаций). Главной организацией экуменизма является Всемирный Совет Церквей, образованный в 1948 году на Первой ассамблее в Амстердаме в ходе десятилетнего слияния всех перечисленных выше организаций.

ВСЦ не ставит своей целью построение «сверх-Церкви» или стандартизацию стилей богослужения; скорее речь идет о более глубоком общении христианских церквей и общин с тем, чтобы они могли увидеть друг в друге истинное воплощение "единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви". Это положено в основу совместного исповедания апостольской веры, сотрудничества в миссионерском и человеческом служении и, когда это возможно, совместного участия в таинствах.
Можно сказать, что это это будет исполнением слов Христа:
"И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня". (Ин.17:22-23)

Молитва о единении всех христиан

Господи Иисусе, Ты в канун Своей смерти молился о том, чтобы все Твои ученики были едино, как Ты в Отце, а Отец — в Тебе. Соделай, дабы мы глубоко прочувствовали, сколь огромной неверностью Тебе является разделение внутри христианства. Позволь нам познать и мужественно признать, что в нас ещё живо недоверие, равнодушие, и даже взаимная неприязнь. Даруй нам благодать, чтобы все мы могли встретиться в Тебе, чтобы уста наши непрестанно возносили молитву о единении всех учеников: единение, которого Ты желаешь, в избранное Тобою время. О Ты, Который есть Любовь, позволь нам обрести в Тебе путь, ведущий к единству в послушании Твоей Любви и Истине. Аминь.

Идеи экуменизма в православии были заложены ещё на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438—1445 годах. Русская церковь первой среди православных поместных церквей осудила унию и идеи экуменизма не были распространены (Московский собор 1620 года), но в среде духовенства под греческими патриархами идея принадлежности православных и католиков (временно прервавших общение) к единой Церкви была широко распространена Когда в Европе начала осуществляться Реформация, то идея о том, что все христиане составляют некое духовное единство и имеют единые таинства, получила распространение не только в отношении православных и католиков, но и протестантов.
В январе 1920 года местоблюститель патриаршего престола Константинополя митрополит Дорофей выпускает энциклику под названием «К Христовым Церквам всего мира», в которой заявляет, что считает возможным взаимное сближение и общение различных «христианских церквей», несмотря на догматические различия между ними. 
Эти Церкви названы в энциклике Константинопольского патриархата «сонаследниками, составляющими одно тело». Митрополит Дорофей предлагает основать «Общество Церквей» и, в качестве первого шага для сближения, принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников».
Через полгода после издания данной энциклики Константинопольский патриархат принимает участие в экуменической конференции в Женеве (август 1920), которая занималась разработкой принципов экуменического движения.
Следующим заметным этапом в экуменической деятельности Константинопольского патриархата стал «Всеправославный конгресс» 1923 года в Константинополе. В нём приняли участие представители только пяти поместных православных Церквей: Константинопольской, Кипрской, Сербской, Элладской и Румынской. 
Новый стиль вводится в Константинопольской патриархии и в Элладской Церкви в марте 1924, 1 октября 1924 года — в Румынской Церкви. В течение последующих лет на новый стиль перешли Александрийская и Антиохийская церкви.
Наиболее ярко экуменические взгляды изложил Вселенский патриарх Афинагор. В ответ на рассказ Оливье Клемана о некоем богослове, который повсюду видит ереси, Афинагор сказал: 
А я не вижу их (ереси) нигде! Я вижу лишь истины, частичные, урезанные, оказавшиеся иной раз не на месте и притязающие на то, чтобы уловить и заключить в себе неисчерпаемую тайну…
В 1960 году на должность председателя ОВЦС был назначен митрополит Никодим (Ротов), до сих пор памятный своей экуменической деятельностью. С этого момента РПЦ МП становится непосредственным и активным участником экуменического движения.
11 апреля 1961 года Патриарх Алексий I выступает с заявлением о вступлении РПЦ МП во Всемирный Совет Церквей, в котором подтверждает согласие РПЦ МП с Конституцией ВСЦ и соответствие РПЦ МП требованиям ВСЦ к вновь вступающим членам. «РПЦ МП не только всегда молилась и молится о благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, но и полна решимости нести свой вклад в великое дело христианского единства по линии бывших движений „Веры и Устройства“, „Жизни и Деятельности“ и „Международной Дружбы посредством Церквей“».
Архиерейский собор (июль 1961 г.) в своем определении по докладу митрополита Никодима (который практиковал совместное причащение с католиками) одобрил вступление РПЦ МП во Всемирный совет церквей и, таким образом, закрепил пересмотр решений московского Всеправославного совещания 1948 года. 
 После смерти Никодима (Ротова) в 1978 году, продолжались совместные молитвы и богослужения, так например, в 1983 году будущий патриарх (тогда архиепископ) Кирилл на архиерейском соборе РПЦЗ в Окружном послании подвергся критике за то, что служил Лимскую литургию вместе с многочисленными протестантами из самых разнообразных конфессий. Хотя во время Лимской литургии православные и католики не причащались, Кирилл «возглавлял молитву о том, чтобы „мы скоро достигли видимого общения в Теле Христовом, благословляя хлеб и чашу на том же престоле“».
На Архиерейском соборе РПЦ 1994 года с докладом «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» выступил председатель Синодальной богословской комиссии Московской Патриархии митрополит Филарет (Вахромеев). В докладе был затронут вопрос о допустимости для православных участвовать в «экуменической молитве о христианском единстве», которая совершается ежегодно в январе во время недели молитв о единстве с присутствием христиан разных исповеданий. В докладе отмечалось, что Православная церковь не признает католиков, протестантов и англикан еретиками, несмотря на отсутствие с ними евхаристического общения и наличие догматических разногласий. В соответствии с докладом Православная церковь признаёт действительность крещения, евхаристии, священства, епископата католиков и наличие у них апостольского преемства. В отношении протестантов и англикан в докладе было сказано, что Православная церковь признаёт действительность их таинства крещения:
«Они разделенные наши братья во Христе, братья по вере в Триединого Бога, по вере в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя, братья по сопричастности к Телу Христову (то есть к Церкви Христовой) через Таинство Крещения, действительность которого у них мы признаем (исповедуя едино Крещение), братья по христианскому сообществу, которым мы свидетельствуем истину Святого Православия, Предание и неповрежденную веру Древней Церкви.»
По докладу митрополита Филарета Архиерейский собор принял определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», которым вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях был передан «на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни».
После Второго Ватиканского Собора Католическая церковь частично встала на позиции экуменизма. В частности, это отражено в энциклике папы Иоанна Павла II «Ut Unum Sint», декрете Unitatis Redintegratio, декларации Dominus Iesus и других официальных документах Католической церкви.
В то же время католический экуменизм не предполагает «упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту — общему для всех христианскому учению». Такая трактовка экуменизма с точки зрения католичества неприемлема, так как католический экуменизм исходит из утверждения о том, что «вся полнота истины пребывает в Католической Церкви». Следовательно, что-то менять в своей догматике КЦ не может.
Декларация Конгрегации вероучения Католической церкви Dominus Iesus, разъясняющая позицию католиков по данному вопросу, гласит:
«Католики призваны исповедовать, что существует историческая непрерывность — укорененная в апостольской преемственности — Церкви, основанной Христом и Католической Церковью: «Это и есть единственная Церковь Христова, … которую Спаситель наш по Воскресении Своем поручил пасти Петру (ср. Ин 21,17) и ему же, как и другим апостолам, вверил ее распространение и управление (ср. Мф 28,18) и навсегда воздвиг ее как „столп и утверждение истины“ (1 Тим 3,15). Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как сообщество, пребывает („subsistit in“) в католической церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним». Словосочетанием «subsistit in» («пребывает в») II Ватиканский Собор стремился уравновесить два вероучительных высказывания: с одной стороны, что Церковь Христова, несмотря на разделения, существующие между христианами, пребывает в полноте лишь в католической церкви; с другой стороны — то, что «вне ее ограды также можно встретить множество крупиц святости и истины» (то есть в Церквах и церковных общинах, не состоящих в совершенном общении с Католической Церковью). Однако, принимая это во внимание, необходимо утверждать, что «сила их исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви».»
Суть католического экуменизма состоит не в отказе от части своей догматики ради создания приемлемого для всех конфессий компромиссного вероучения, а в уважении ко всему тому в других конфессиях, что не противоречит уже имеющейся католической вере: «необходимо, чтобы католики с радостью признавали и ценили подлинно христианские блага, восходящие к общему наследию, которыми обладают отделённые от нас братья. Справедливо и спасительно признавать богатства Христовы и действия Его сил в жизни других, свидетельствующих о Христе, иногда даже до пролития собственной крови, ибо Бог всегда дивен, и надлежит восхищаться Им в Его делах».
«Христианам… нельзя полагать, что Церковь Христа — просто собрание — разделенное, но, тем не менее, в чем-то единое — Церквей и церковных Общин; также нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она — цель, к которой должны стремиться все Церкви и церковные Общины. В действительности, «элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической Церкви и, без этой полноты, в других общинах.»
«Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви.»
«Недостаток единства христиан, безусловно, ранит Церковь; не в том смысле, что она оказывается лишенной единства, но в том, что разделение препятствует совершенной реализации ее вселенскости в истории .»
Декрет об экуменизме Unitatis Redintegratio подчеркивает особую близость к католичеству православных церквей, которые признаются истинными поместными Церквями с действительными таинствами и священством. Поэтому Католическая церковь разрешает своей пастве прибегать к таинствам в православных церквях, если у них нет возможности сделать это в католической общине. Также и православные, при отсутствии возможности прибегнуть к таинствах в православных общинах, допускаются к ним в католических церквях.
Более отдаленными от католичества признаются протестантские деноминации. Протестантам, при определенных условиях, также разрешается прибегать к таинствам в католических общинах, если они исповедуют правильное с точки зрения католицизма их понимание.
Католическая церковь не является участником Всемирного совета церквей и её представители состоят при нём лишь в качестве наблюдателя.

Молитва о единстве христиан

Каждый год с 18 по 25 января проводится молитва о единстве христиан. Единство учеников Христовых — это завет Иисуса Христа «да будут все едино» (Ин 17, 21). Кроме участия в общих молитвах можно молиться следующими словами:
Поддержи, Отче, силою Святого Духа Церковь в её служении и направь наши стопы на путь мира, чтобы мы благовествовали Христа всей нашей жизнью, всегда устремляясь в нашем земном странствии ко Граду света.
Пусть ученики Христовы сияют любовью к бедным и угнетённым; да будут они солидарны с нуждающимися и щедры в делах милосердия; да будут терпимы к братьям и сёстрам, чтобы заслужить у Тебя снисхождение и прощение.
Хвала и слава Тебе, Пресвятая Троица, единый Всевышний Боже!
Соделай, Отче, чтобы ученики Твоего Сына, не помня зла и осознав собственную вину, стали едино, дабы уверовал мир. Да ширится диалог между последователями различных религий, чтобы все люди открыли для себя радость быть Твоими детьми.
Пусть к голосу Девы Марии, Матери народов, присоединятся в молитве голоса апостолов, мучеников и праведников всех народов и времён, чтобы наступивший год стал для каждого человека и всей Церкви побуждением к обновлённой надежде и к ликованию в Святом Духе.
Хвала и слава Тебе, Пресвятая Троица, единый Всевышний Боже!

---------------------------------------------------------------------------------                                                            ЦЕРКОВНОСТЬ

"Нет ничего хуже профессиональной религиозности! Все эти перебирания чёток во время церковных сплетен, весь этот стиль опущенных глаз и вздохов - всё это выдохшаяся ужасающая подделка. ... "Церковность" - это в наши дни алиби безответственности христианской, нравственной, жизненной" (протоиерей А. Шмеман. Дневник. С. 73-74).
"Церковность" должна была бы освобождать. Но в теперешней её тональности она не освобождает, а порабощает, сужает, обедняет. Человек начинает интересоваться "старым" и "новым" стилем, епископскими склоками или же всяческой елейностью. И духовность он начинает воспринимать как необходимость читать скверные книги, ужасающие по своей бедности и риторике, всякие брошюрки о чудесах и чудотворных иконах, всякую сомнительную "поповщину", всё время болтать на религиозные темы. Вместо того чтобы учить его по-своему смотреть на мир, на жизнь, Церковь учит его смотреть на саму себя. Вместо того, чтобы по-новому принять самого себя и свою жизнь, он считает своим долгом натягивать на себя какой-то безличный, закопчённый, постным маслом пропахший камзол так называемого "благочестия". Вместо того чтобы хотя бы знать, что есть радость, свет, смысл, вечность, он становится раздражительным, узким, нетерпимым и очень часто просто злым и уже даже не раскаивается в этом, ибо всё это от "церковности" (Шмеман. Дневник. 21.2.1974. С. 76).
-----------------------------------------------------------------------------------------
Мудрость
Один благочестивый юноша хотел точно знать, когда полагается читать утреннюю молитву «Шахарит». Он пошёл к ребе и спросил, когда начинается утро. «Когда света достаточно, чтобы отличить овцу от козла», - ответил ребе. Юноша был мудр и на всякий случай задал тот же вопрос другому раввину. «Когда света достаточно, чтобы отличить оливковое дерево от смоковницы», - ответил тот. На всякий случай, юноша навестил ещё одного ребе и задал ему этот вопрос и получил ответ: «Когда ты видишь в любой женщине любимую сестру и в любом мужчине любимого брата, тогда и утро».
Это не о Христе, скажете? Ну, значит, для вас ещё не утро.
------------------------------------------------    +   -----------------------------------------------
                 ВИДЕО: Папа Франциск принял Антиохийского Патриарха Иоанна Х.  Иерархи помолились вместе, взявшись за руки. http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=103467     


Спикеры РПЦ поспорили из-за Толоконниковой.                   

 Протодиакон Кураев назвал жестокосердие РПЦ МП в отношении "Pussy Riot" озлобленностью и большевизмом
Протоиерей В. Чаплин

Открытое письмо осужденной участницы  Pussy Riot Надежды Толоконниковой, в котором она описывает условия содержания в мордовской колонии, вызвало заочную, но достаточно острую полемику протоиерея Всеволода Чаплина и протодиакона Андрея Кураева.
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выразил сомнение, что в колонии, где содержится Надежда Толоконникова, применялись пытки. «Судя по всему, положение Толоконниковой мало отличается от положения других заключенных в аналогичной ситуации», – отметил священнослужитель. «Человек, совершивший преступление, – продолжил Чаплин, – должен понимать, что лишение свободы не сопровождается курортными условиями».
По словам священнослужителя, не стоит ожидать хорошего воспитания от заключенных и сотрудников исправительных учреждений. Чаплин сослался на свое открытое письмо в адрес Толоконниковой, которое было обнародовано в конце августа с.г. Тогда священнослужитель призвал девушку искать «настоящую правду» и напоминал, что Бог карает «даже за мысленный грех».
В этот раз Чаплин отметил, что «Господь иногда наказывает целые народы, что мы знаем из Писания и Предания Церкви». «Современному человеку наконец нужно понять: когда бесконечно жалко себя и так хочется представить Бога милым покемончиком, который одобрит все то, что ты сделаешь, стоит лишний раз открыть Писание или святоотеческие творения и соприкоснуться с Богом Живым», – добавил священнослужитель.
Не упоминая прямо имени Чаплина, сторонникам подобной позиции дал жесткую отповедь профессор Московской духовной академии и популярный миссионер РПЦ протодиакон Андрей Кураев. В своем Живом Журнале он записал: «Странная озлобленность вроде бы христиан в комментах вокруг письма из колонии». И добавил: «В ответ вроде бы христиане говорят, что наши лагеря – лучшие лагеря в мире и что страдать там положено». Далее Кураев довольно жестко отмечает: «Притча о добром самарянине явно осталась лишь литургическим украшением для таких людей. Их мышление вполне языческое и большевистское: ты должен заслужить право на мое сострадание и для этого прежде всего ты должен стать тотально «нашим». Кроме того, Кураев отметил: «Тем, кто готов отстаивать тезис «так им и надо! Тюрьма не курорт!», советую вспомнить знаменитый диспут на эту тему между доктором Гаазом и митрополитом Филаретом». Речь идет о митрополите Московском Филарете (Дроздове) и тюремном враче Федоре Гаазе, живших в XIX веке. Когда последний заявил, что среди заключенных много невинно осужденных, митрополит Филарет ответил: «Невинно осужденных не бывает. Если уж суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина». На это Гааз ответил: «Владыко, что вы говорите! Вы о Христе забыли!»
Напомним, что это не первый случай полемики протоиерея Чаплина и протодиакона Кураева. В минувшем году глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества заявил, что известный миссионер «слишком проникся той концепцией соглашательства с грехом, которой сейчас пытаются заменить настоящее прощение». Тогда же Чаплин отметил, что «прощения без покаяния не бывает».
Напомним также, что Толоконникова принесла извинения за панк-молебен в храме Христа Спасителя, назвав это «этической ошибкой», однако официальные лица РПЦ по сей день ждут от осужденной безоговорочного покаяния. И только в обмен на покаяние готовы проявить милосердие.
Лидия Орлова,
"НГ-РЕЛИГИИ", 25 сентября 2013 г.

ПАМЯТИ О. ПАВЛА АДЕЛЬГЕЙМА


Внезапная и трагическая гибель протоиерея Павла Адельгейма почти сразу была осознана тяжелой утратой – причем осознана далеко не формально. 
Но чем же отличился, чем таким особенным проявил себя этот священник, чтобы его трагический уход из жизни вызвал столь громкий резонанс? Широкому кругу наших соотечественников это становится известным только теперь. Если "истина" в песнях Талькова западала в души, пугая своей непредсказуемостью "ответственные органы", а "истина" дотошности Политковской слишком некстати делала тайное явным, то была такая "истина" и у Адельгейма. Ею в его жизни являлись… Церковь и справедливость, два понятия, которые он пытался совместить.

Павел Адельгейм был первым и единственным священнослужителем Московского Патриархата, который, столкнувшись с произволом церковных функционеров, попытался защитить права религиозной общины (прихода) от этого произвола в суде. Началось все в 2009 году с тяжбы священника в церковном суде, где ему и членам приходского совета было предъявлено обвинение в неповиновении церковной власти в лице митрополита Евсевия. Неповиновение выражалось в голосовании членами религиозной организации против принятия спущенного "сверху" устава и каралось церковным судом… исключением учредителей религиозной организации из состава приходского собрания.
Здесь важно понимать, что местная религиозная организация (приход) является юридическим лицом, а устав, принятый ее членами в соответствии с действующим законодательством РФ, регистрируется Министерством юстиции России. Какие-либо изменения и дополнения в зарегистрированный устав вносятся в соответствии с законом уполномоченными на то членами (органом) местной религиозной организации, требуя далее регистрации новой редакции. Право религиозной организации на защиту от вмешательств в ее внутренние дела, а ее членов, религиозных граждан России, – на самоопределение защищены Конституцией и федеральным законодательством. Таким образом, вменение в вину приходу, имеющему свой зарегистрированный устав, нежелание голосовать за составленный кем-то документ, да еще и попытка распоряжения судьбой этого прихода со стороны религиозной корпорации смахивали на произвол.

Священник ответил на "рейдерство" адекватно – он обратился в светский суд. В исковом заявлении, немыслимом для привыкших к самоуправству клерикалов, Адельгейм оспаривал решение Псковской епархии РПЦ, нарушившей права учредителей прихода участвовать в управлении учрежденной ими же местной религиозной организации. Он заявлял, что "определением епархиального суда Псковская епархия нарушила свободу принятия решений, то есть фундаментальную свободу, предоставленную гражданам Конституцией РФ (ст. 2) и уставом прихода (ст. 23 устава)". Уточнял, что "Псковская епархия незаконно вторглась в пространство светского права и нарушила права учредителя и члена приходского собрания на участие в управлении делами прихода, признаваемые гражданским законодательством", прилагая свидетельствующие о том документы. Ну а в результате просил суд о признании решения церковного суда об исключении его из членов приходского собрания "не действующим и не подлежащим применению в светских правоотношениях", а заодно обязать местные органы Минюста "обеспечить соблюдение прав учредителя и члена приходского собрания местной религиозной организации на участие в управлении учрежденной организации".
Столкнувшись с неспособностью (или нежеланием?) суда вникать в существо дела, священник не унывал, намереваясь продолжать добиваться справедливости вплоть до ЕСПЧ. Не обнаруживая желания покинуть РПЦ и перейти в юрисдикцию другой Церкви, он, конечно, не мог рассчитывать на скорый успех. Но, по мнению некоторых псковских верующих, одно то, что после дерзкой попытки защитить права религиозной общины Адельгейм спокойно прожил до августа следующего года, само по себе выглядело чудом. Примечательно, что еще шесть лет тому назад, напомнив строчку Пушкина "Они любить умеют только мертвых", Адельгейм называл глубинную, на его взгляд, причину неприязни к жертвам былых убийств неординарных личностей. "Человек, который хранит верность истине, принципиальный в словах и поступках, обличает конформизм фактом своего существования. Такой человек неудобен и от него следует избавиться", – говорил он корреспонденту газеты "Кифа".

Защита прав человека в нынешней России, как известно, дело неблагодарное. Но, кроме того, Адельгейм не скрывал, что защищает и Церковь. На первый взгляд это может показаться парадоксальным. Но речь в данном случае идет не о крупнейшей религиозной структуре в России – не о ее идеологии, проектах, общественно-политической активности или материализованном в циклопических объектах и драгоценностях величии. Будучи человеком глубоко религиозным, что вполне органично соединялось в нем с гражданской честью и ответственностью, Адельгейм был членом той Церкви, главой которой признается Христос. Общеизвестные признаки церковной активности РПЦ – в бизнесе, в политике, в идеолого-пропагандистской деятельности, разумеется, его не радовали, чего священник совершенно не скрывал. Вероятно, поэтому выход в свет его книги "Догмат о Церкви" для кого-то оказался откровением, а для кого-то и ударом.
Если среди православной и просто просвещенной интеллигенции книга стала бестселлером, то церковное чиновничество было взбешено. Об этом можно судить, например, по высказываниям членов епархиального совета: "Книга священника Павла Адельгейма "Догмат о Церкви в канонах и практике" является вредной для всех времен и народов. Автор поставил себя в ряд Иуды, нераскаявшегося разбойника, Демьяна Бедного и других "ревнителей" Церкви", – считали одни. "Мы крайне обеспокоены той клеветой, той сатанинской провокацией, с которой выступил о. Павел Адельгейм. Мы обращаемся к Вашему Святейшеству (Патриарху Кириллу. – "НГР") с нашей душевной просьбой предать о. Павла Адельгейма церковному прещению за его клевету, гнусную провокацию против нашего владыки, да и против всего епископата нашей Русской Церкви, а его книгу считать как душевредную, подлежащую уничтожению", – требовали другие.

Однако среди мнений членов совета было и такое: "Книга "Догмат о Церкви" – актуальная и нужная для церковного самосознания – отнюдь не является персональной инвективой против правящего архиерея, как это может показаться при поверхностном знакомстве с нею. В XX веке под угрозой исчезновения оказались структуры, на которых веками строилась жизнь: уничтожены общественные классы, на наших глазах разрушается семья. В результате коммунистического террора и апостасиса (вероотступничества. – "НГР") исчезает одно из важнейших свойств Христовой Церкви – соборность, волей-неволей подменяемая ныне корпоративной властью епископата. 

У Галича есть песня, там есть такие слова: "Промолчи, промолчи, попадешь в палачи". Это раз и навсегда надо запомнить. Если молчишь — соучаствуешь в подлости.
Как бы ни отрицали представители РПЦ диссидентство убитого священника, определяя это явление поиском "поводов для критики и конфликтов", Павел Адельгейм был самым настоящим диссидентом.    
 То есть человеком, выступавшим против извращения права и морали в угоду какой-либо администрирующей группе. Или народным борцом за справедливость – это уж как кому удобней называть…

Вечный покой даруй ему Господи!

Фрагмент замечательного интервью Зои Световой с отцом Павлом Андельгеймом, где он говорит, что Pussy Riot — это проект Бога, что наша православная церковь потеряла все заповеди, она забыла милосердие, она наживается, она спаялась с властью и силовиками. Но отец Павел Андельгейм диссидент от РПЦ. И его мысль, что то, что сделали эти девочки из Pussy Riot, — это Господь допустил, это правильно".




                     Папская Месса в торжество Свв. Петра и Павла:                Быть едиными в различиях


«Когда мы позволяем одержать верх логике человеческой власти и не даем наставлять нас и вести вере, Богу, то становимся камнем преткновения», – сказал Папа, совершая утром 29 июня Мессу в ватиканской базилике св. Петра по случаю праздника покровителей Церкви Рима – святых Апостолов Петра и Павла. В богослужении присутствовала делегация Вселенского Константинопольского Патриархата, возглавляемая митрополитом Пергамским Иоаннисом. «Единые в различиях: таков путь Иисуса», - сказал Святейший Отец.

Знак общения с епископом Рима и обязательство быть орудиями общения, – паллий, литургический знак, символ потерянной овцы и Доброго Пастыря, Который отдает жизнь за Своих овец, был возложен Папой Франциском на плечи 35 архиепископов митрополитов со всего мира. Этот обряд совершается по традиции 29 июня, в праздник покровителей Церкви Рима. Их присутствие, – отметил Святейший Отец, цитируя II Ватиканский Собор, – является знаком общения в Церкви, единства, которое не означает единообразия. Многообразие – это, на самом деле, огромное богатство:

«Огромное богатство, которое заставляет нас переживать, некоторым образом, событие Пятидесятницы: сегодня, как тогда, вера Церкви говорит на всех языках, и желает объединить народы в единую семью».

«Многообразие в Церкви, – продолжил Папа, – всегда основано на гармонии единства, как огромная мозаика, в которой все элементы участвуют в образовании большой картины Бога»:
«И это должно побуждать всегда преодолевать любой конфликт, который ранит тело Церкви. Единые в различиях: таков путь Иисуса! …Синод Епископов, в гармонии с первенством. Мы должны идти этим путем синодальности, расти в гармонии с служением первенства».
Епископ Рима призван утверждать в единстве веры и любви, – подчеркнул Папа. Руководствуясь евангельской иконой исповедания Петра Иисусу: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», за которым следуют слова Мессии «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», Папа Франциск предостерег христиан и служителей Церкви от опасности руководствоваться мирской логикой: 
«Когда Иисус говорит о Своей смерти и воскресении, о пути Бога, который не соответствует человеческому пути власти, в Петре вновь пробуждается плоть и кровь: он «начал прекословить Господу: … да не будет этого с Тобою» (16,22). 

И Иисус отвечает ему сурово: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (ст. 23). Когда мы позволяем преобладать нашим чувствам, мыслям, логике человеческой власти, и не даем наставлять нас и вести вере, Богу, то становимся камнем преткновения».

Далее размышление Папы вдохновлялось словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался». Подвиг Павла заключался в мученичестве, подчеркнул Святейший Отец:

«Св. Павел имел единственное оружие: послание Христа и дар всей своей жизни Христу и другим. И именно то, что он, говоря о недостатках, первым приводил в пример себя, не щадил себя, был всем для всех, сделало его убедительным и созидало Церковь. Епископ Рима призван жить и утверждать в этой любви к Христу и ко всем без различий, ограничений и границ».

Текст взят со страницы http://ru.radiovaticana.va

русскоязычный сайта Радио Ватикана.
---------------------------------------------------------

Религия как обряд.   
             Для большинства российских православных внешние церковные атрибуты   стали важнее глубинной сути веры


Большинство прихожан РПЦ трудно назвать верующими, показал недавний опрос Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Как выяснили социологи, священных книг более половины из них не читали ни разу в жизни, а представления о православии у многих едва ли не первобытные. При этом доля воцерковленных православных практически не изменилась за последние годы, несмотря на проникновение религии во все сферы жизни от образования до политики. Эксперты связывают это, в частности, с низким уровнем религиозной культуры многих россиян.
Большинство российских православных сложно назвать верующими – об этом свидетельствуют данные июньского исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), посвященного религиозным настроениям россиян. Хотя 64% опрошенных назвались православными христианами, лишь 12% из них оказались воцерковленными (посещающими храм чаще раза в месяц, регулярно причащающимися и знающими церковные молитвы). Из этих 12% священные тексты регулярно читают лишь 14%, а около четверти оказались с ними вовсе не знакомы. Как отмечают аналитики ФОМ, ядро этой группы опрошенных – неработающие пенсионерки. 33% людей, относящих себя к православным, оказались «полувоцерковленными» – они посещают храм несколько раз в год, иногда причащаются, но практически не соблюдают постов. Евангелие читала лишь половина этой группы опрошенных. 31% респондентов исследователи называют «немного воцерковленными», а «слабо воцерковленные» и «очень слабо воцерковленные» составили 16% и 8% опрошенных соответственно. Как отмечается в материалах исследования, за последние тринадцать лет доля воцерковленных православных не изменилась, а доля «полувоцерковленных» выросла на 6%.
Доля активных христиан в России не превышает 2% населения, уверен в беседе с «НИ» протоиерей Русской православной автономной церкви Михаил Ардов: «О чем речь, если на пасхальную всенощную в Москве приходит всего 1,5–2% процента жителей? И это совершенно нормально – во всем мире доля активных христиан не выше 2–3%. Мы живем в постхристианские времена – для официальной патриархии поезд уже ушел».
Однако, как выясняется, даже немногочисленные практикующие верующие в понятие «православие» зачастую вкладывают своеобразный смысл. По данным социологов, лишь 57% православных верят в то, что Вселенная была создана Богом, 43% – что душа после смерти попадает в рай или ад, а четверть православных верят в реинкарнацию. Воцерковленные христиане, помимо прочего, чаще других утверждают, что контактировали с инопланетянами.
Таким образом, российские православные верят, скорее, в церковь, чем в Бога, поясняет социолог Катерина Кожевникова: «Религиозность православных в современной России можно назвать магической. Иначе говоря, у значительной части православных она ограничивается обрядовой составляющей», – отмечает социолог.
Некритическое отношение к деятельности РПЦ у россиян во многом связано с низким уровнем образования, в том числе и религиозного, убежден в беседе с «НИ» религиовед, эксперт Московского бюро по правам человека Юрий Табак: «Образованность вообще способствует развитию критического мышления. Например, если люди будут изучать историю соборов, положения о том, что рукополагаемое духовенство не может иметь личного имущества, это приведет их к некоторому недоумению по поводу нынешних церковных иерархов». По словам г-на Табака, уровень просвещенности российских православных христиан ниже, чем в странах, где распространены католицизм или протестантизм: «Протестанты значительно лучше знакомы со священными текстами, многие знают их наизусть, распространены библейские кружки. Для католиков это характерно в меньшей степени, но они тоже много читают». Религиовед Табак считает, что низкий уровень религиозного образования в России связан не только с советским прошлым, но и с дореволюционными пережитками: «Духовенство не было образованным, это был один из самых презираемых классов. Кроме того, читать Новый и особенно Ветхий Завет было не принято, читали в основном жития святых и так называемую благочестивую литературу».

В то же время, по данным исследования «Левада-Центра», проведенного в апреле этого года, 48% респондентов оценивают роль церкви и религиозных организаций в обществе как «ровно такую, какой она должна быть».

Маргарита Алехина,
"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ", 25 июня 2013 г.

Сколько православных в России? Вокруг этого вопроса идут бесконечные споры.
Одни считают православными всех, кто так себя называет. По разным опросам число таких людей от 60 до 80 процентов населения страны.
Другие предлагают считать православными лишь тех людей, кто исповедуется, причащается, регулярно ходит в храм. Воцерковленных христиан у нас в стране мало — не более 5–7 процентов.
Служба «Среда» в конце прошлого года нашла новый критерий оценки численности верующих — считать православными всех, кто идентифицирует себя с Русской Православной Церковью. «Церковных людей» оказался 41 процент.
На днях Елена Зелинская написала колонку, в которой причислила к православным лишь тех, кто поступает в соответствии с Евангелием и церковными правилами, для кого вера — не просто способ культурной или национальной самоидентификации, а образ жизни. В результате опять получилось, что христиан в стране очень мало.
На самом деле это спор не о числах, а о нас с вами, дорогой читатель.
Многим из нас приятно относить себя к большинству. Социальные психологи не раз проводили эксперимент. Сначала 5 или 10 добровольцев подговаривали называть черное белым, треугольник квадратом, то есть говорить неправду. Затем приходил другой участник опыта, не знавший о сговоре. Всем показывали картинку, и 10 добровольцев выполняли инструкции, а затем тот же вопрос задавался последнему человеку. Результаты были очень интересными. Эксперименты Соломона Аша по изучению конформизма показали, что 37 процентов участников опыта давали заведомо неправильный ответ, согласившись с мнением большинства.
Эти же закономерности работают и в области религии. Люди не хотят оказаться в меньшинстве, а потому предпочитают называть себя последователями господствующей конфессии. Это их способ защиты, возможность сказать: «Не трогайте меня, я такой же, как все. Я в тренде, я лоялен».
Так уже не раз происходило в истории Церкви. Когда в 313 году Константин Великий назвал христианство разрешенной религией, а в конце IV века Феодосий Великий сделал ее государственной, число верующих резко возросло. Большинство жителей Римской империи стали последователями религии императора, надеясь получить его благосклонность. Христианам пришлось решать, что делать с многочисленными номинальными единоверцами, не стремившимися соблюдать заповеди. В Церкви появился институт монашества, и на какое-то время проблема была решена.
Потом иночество стало так популярно, что многие христиане теперь хотели быть номинальными монахами. Византийские императоры были вынуждены ограничить число отшельников и новых обителей, поскольку обилие монастырей стало угрожать существованию государства: люди уходили от мира не «ради Иисуса, а ради хлеба куса».
Сходные явления наблюдались и в Русской Церкви. «Повесть временных лет» в рассказе о крещении Владимира и киевлян сохранила для нас характерную запись под 988 годом о причинах Крещения Руси:
«Затем разослал Владимир посланцев своих по всему городу сказать: „Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом“. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: „Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре“. На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни, погрузившись до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы».
Как и в Византии, на Руси очень полюбили монахов, и перед смертью знатные люди становились иноками, чтобы получить спасение.
В наши дни ситуация изменилась — люди хотят веры, не требующей от них усилий — освятить яйца и яблоки, получить крещенскую воду, крестить ребенка, отпеть покойника, поставить свечку и повенчаться — вот джентльменский религиозный набор наших новых православных. Как только Церковь выходит за флажки и говорит о необходимости соблюдать заповеди, проходить оглашение перед крещением, она тут же получает возмущенную реакцию со стороны обывателя, который просит, чтобы его оставили в покое.
Ситуация с числом православных в России идеально вписывается в не совсем приличный анекдот о реальном и виртуальном. Виртуально у нас много православных, а реально даже на Пасху в храм приходит не больше двух-трех процентов россиян.
Иными словами, выбор религии превращается в статусную вещь, в возможность показать себя другим с хорошей стороны. Число людей, говорящих, что они слушают классическую музыку или смотрят канал «Культура», значительно больше тех, кто на самом деле любит классику и может отличить Беккета от Ионеско. Присоединение к большинству позволяет человеку повышать свою самооценку.
С другой стороны, существуют люди, которые не хотят принадлежать к религии большинства. Они могут называть себя просто христианами, католиками, последователями альтернативных православных церквей или быть последователями других религий. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что люди очень часто ищут ответы на свои вопросы в каких-то экзотических культах, ничего не зная о ортодоксии. Христианство кажется им слишком привычной религией, к которой они принадлежат лишь номинально.
Конечно, среди последователей любой религии есть искренние верующие люди, которым не важно, принадлежат ли они к «церкви меньшинства» или «церкви большинства». Для них все эти игры с цифрами не очень интересны, но внутри храма невозможно провести сегрегацию и отделять «правильных» православных от «неправильных». Жизнь сделает это сама, не обращая внимания на статистику.
Андрей Зайцев

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР"8 июля 2013 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рекомендуем!

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нe говорите мне о монахах, которые никогда не смеются. Это смешно...
                                                                                                                 
                                   :
Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестный мир,
Ушла в глубокую пустыню,                                                                                                              Засевшись вся в голландский сыр.       М. В. Ломоносов                                       
                           Анекдоты из жизни пустынников

Авву Арсения спросили:
- Брат, почему ты стал отшельником? Человек не может жить без себе подобных...
- Но вместе с ними он тоже не может жить, потому что в конце концов для него становится невыносимым, что кто-то ему подобен.


Авва Сысой сказал по поводу александрийских богословов:

«Если бы Господь Бог поручил составить десять заповедей богословам, у нас было бы не десять заповедей, а тысяча».


Один старец сказал: «Безмолвие - одно из самых драгоценных украшений женщины. Вот почему она так редко выставляет его напоказ».



Один человек сказал великому Антонию:

- Ты самый великий монах на всем Востоке!
- Дьявол мне это уже говорил, - отвечал Антоний.


Авва Илларион рассказывал такую историю о недоверии. Двум братьям из разных монастырей предстояло провести ночь в одной гостинице. Один из них, поглядев на своего собрата, отнес хозяину свой небольшой багаж и сказал ему:

- Спрячь это у себя, ибо мой собрат внушает мне мало доверия.
- Я положу это вместе с его вещами, - отвечал хозяин. - Он только что был здесь и сказал мне то же самое.


Авва Даниил славился своей мягкостью и милосердием к грешникам. Однажды, придя к больному выслушать исповедь, он увидел, что тот колеблется.

- Я не настаиваю, чтобы ты исповедался, - сказал старец. - Я не хочу, чтобы под влиянием страха ты принял поспешное решение. Засыпай спокойно, и если завтра утром проснешься, позови меня.


Несколько братьев, живших на краю Скитской пустыни, обнаружили однажды у себя корзину. В корзине плакал чернокожий младенец, который, несомненно, был подкинут эфиопским караваном, проходившим тут накануне. Растроганные таким непредвиденным подарком небес, братья стали усердно кормить и заботиться о младенце.

Шло время. И вот как-то один из братьев, весьма озабоченный, сказал:
- Нужно, чтобы кто-нибудь из нас выучил эфиопский язык.
- Но почему? - воскликнули изумленные братья.
- Потому что скоро младенцу исполнится год, и он начнет говорить, а никто из нас не знает его языка.


Один из старцев Скитской пустыни страшно косил глазами. Однажды на узкой дорожке он толкнул брата, шедшего ему навстречу, и заметил ему:

- Тебе бы следовало лучше смотреть, куда ты идешь, брат.
- А тебе, отче, следовало бы лучше идти туда, куда ты смотришь.


Когда авва Виссарион решил отправиться в пустыню, группа молодых бездельников окружила его, насмехаясь:

- Куда ты бежишь, Виссарион? Разве ты не знаешь, что дьявол умер?
- Примите мои соболезнования, бедные сиротки, - отвечал им святой старец.


Двое братьев, путешествуя по пустыне, воспользовались гостеприимством одной очень щедрой семьи. Не желая показаться невежливыми, они не смогли отказаться от стаканчика вина. Выйдя снова на дорогу, один из них сказал другому:

- Я пройду вперед, брат, а ты скажи мне, прямо ли я иду. 
Он прошел полсотни шагов и обернулся. Другой брат сказал ему:
- Да, ты идешь прямо, но скажи-ка, что это за брат идет рядом с тобой?


Один недобрый человек пришел как-то донимать старца своими глупыми вопросами:

- Неужто и вправду ты, такой умный человек, считаешь возможным, чтобы Иона выжил, проведя три дня в чреве кита?
- Не знаю, - отвечал старец, - но я его спрошу, когда увижусь с ним в раю.
- А вдруг он в аду?
- Тогда ты сам его спросишь.


Авва Геразий соглашался один раз в год ходить в Антиохию на проповедь. Послушать его собиралось великое множество народа. Один из братьев как-то спросил его:

- Отче, не искушает ли тебя суетная слава при виде такого множества народа вокруг тебя?
- Нет, брат, - отвечал Геразий, - я думаю, что если бы меня казнили, народа собралось бы еще больше...


Однажды Теревинфский монастырь посетил епископ. Братья лезли из кожи вон, чтобы почтить его и приготовить необычайную трапезу. В конце настоятель с трепетом спросил епископа, как ему понравился обед, и тот отвечал:

- Если бы рыба не была такой же черствой, как лепешка, лепешка такою же соленой, как козлятина, козлятина такой же жесткой, как финики, а финики такими же пресными, как вино, мы бы славно отобедали.


Авва Макарий и авва Виссарион обменивались как-то мнениями об одном монахе.

- Я никогда не слышал, чтобы он плохо говорил о ком-либо, - сказал первый.
- Это, несомненно, оттого, - возразил второй, - что говорит он только о себе.


В одном монастыре настоятель во время собрания братии заснул.

- Умолкнем, братья, - сказали монахи, - дадим поспать настоятелю.
Но тот, подняв голову, сказал:
- Как же мне спать, братья, если вы не будете говорить?


Один брат, посетив авву Евлогия, сперва поздравил его с тем, что тот соблюдал обет молчания уже в течение трех лет. Затем он обязал его говорить, и авва Евлогий произнес:

- Мое молчание немногого стоит. Да, действительно, младенцы кричат, мирские люди болтают, монахи молчат, но святые - поют!


Один разбойник был смертельно ранен в какой-то стычке. Из последних сил он приполз к келье отшельника и простонал:

- Отче, я испытываю адские мучения!
- Как, уже? - воскликнул отшельник.


Говоря об Адаме, один старец сказал: «Адам оказался первым из длинной череды мужей, жалующихся на пищу, полученную от жены».



Авва Моисей, обходя пустыню, столкнулся с кочевым племенем, которое справляло пышные похороны. Посреди стойбища, на огромном костре лежало тело вождя племени в богатых одеждах.

- Какой веры был ваш вождь? - спросил старец.
- Увы, - отвечали ему, - он был неверующим.
- Поистине великое несчастье, - сказал тогда авва Моисей, - быть так роскошно одетым и не иметь, куда пойти!


Авва Афанасий был при смерти. Врачу, который уверял его, что у него нет ничего серьезного, он сказал:

- Какая удача! Значит, я умираю в добром здравии.


Один старец сказал: «Добродетельные женщины безутешны по поводу ошибок, которых они не совершали».


На могиле одного старца была надпись: «Здесь покоится в мире авва Исидор. Тело его погребено в Александрии».

- Отче, я начинаю стареть, - вздохнул как-то один брат.
- Если ты хочешь научиться стареть, - отвечал ему старец, - обращай внимание не на то, чего нас лишает старость, а на то, что она нам оставляет.

Один старец сказал: «Тот, кто думает, что имея деньги, можно сделать все, сделает все, чтобы их иметь».

Один монах спросил как-то старца:
- Отче, я никак не могу взять в толк, какая разница между всесожжением и жертвой?
- Я отвечу тебе небольшой притчей, - сказал старец. - Однажды свинья и курица прогуливались вместе по двору фермы. Проходя мимо дверей кухни, курица заметила: «Судя по запаху, там жарят яичницу с ветчиной. Как видишь, у нас с тобой одна судьба».
- Не совсем так, - отвечала свинья. - Для тебя речь идет лишь о пожертвовании, тогда как для меня - о подлинном всесожжении.

Монаху, который сокрушался о прошлом, старец сказал: «Прошлое подобно разбитому яйцу, а будущее - яйцу, которое предстоит высиживать».

Один старец сказал: «Обманываться самому и не замечать этого настолько же легко, насколько трудно обманывать других так, чтобы они этого не заметили».

- Где мне найти авву Стациана? - спросил как-то путник у монаха из Келий.
- Он в свинарнике. Ты его узнаешь по шляпе на голове.

Авва Филимон сказал: «Те философы, которые верят в абсолютную логику, никогда не пробовали спорить с женщиной».

Старец чинил крышу своей хижины. Проходивший мимо молодой монах остановился и стал смотреть.
- Ты хочешь узнать, как забивают гвозди? - спросил старец.
- Нет, я хочу узнать, что говорит старец, когда бьет себя молотком по пальцу.

Старец упрекал молодого монаха:
- В твоем возрасте я работал по десять часов в день, а еще десять проводил в молитве.
Молодой монах отвечал:
- Я восхищаюсь твоим юношеским рвением, отче, но еще больше меня восхищает твоя зрелость, благодаря которой ты оставил эти крайности.

Авва Илларион как-то сказал: «Быть грустным - это значит все время думать о самом себе».

Один разбойник из пустыни пришел умирать к воротам Скитского монастыря.
- Бог меня простит, - сказал он вышедшему к нему монаху.
- Почему ты в этом так уверен? - спросил тот.
- Потому что это Его профессия...



МОЛИТВЫ

«Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс 144, 18).

Молиться — значит остановиться, принести в дар Богу своё время, каждую минуту, каждый день, каждую неделю. Молиться — это, прежде всего, обратиться к Богу, открыть Ему своё сердце. Пусть Он говорит в нём, в нём пребывает и им управляет.
Всё, происходящее в нашей жизни, должно стать предметом нашей личной молитвы, дабы мы — в зависимости от ситуации — воспевали величие Бога, благодарили Его, просили и приходили за прощением наших грехов и вин. При этом христианин не может обойтись без Священного Писания. Размышляя над ним, он старается вникнуть в тайну Божественной любви нашего спасения, и в этом свете распознавать её в своей жизни, формируя её в согласии с нею.
Примером молитвы для нас является Сам Христос, Который молился, как мы знаем из Евангелия, очень часто, а особенно в важнейшие моменты Своей земной жизни.                                
Христос для нас не только пример. В таинстве Крещения Он включает нас в Свою жизнь, дарует удел в Своей молитве и Жертве. Крещёный человек никогда не молится один, но всегда — со Христом в Святом Духе. «Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, молится за нас, молится в нас, и мы молимся к Нему. Он молится за нас как наш Священник — Посредник, молится в нас как наша Глава, мы молимся к Нему как к нашему Богу. Так различим же в Нём наши голоса и Его голос в нас» (св. Августин).                                                                                           
Хорошая молитва требует от нас сосредоточения, в котором мы встаём пред лицем Бога. Так, внешним действиям сопутствует вознесение духа к Богу. Среди разнообразных молитв мы выделяем хвалебную — выражение радости и восхищения благостью и величием Бога; благодарственную — выражение благодарности за благодеяния, полученные из Отцовской длани Бога; просительную — содержащую просьбы о земных и вечных благах, необходимых нам в странствовании в дом Отца; молитва о прощении, выражающая сокрушение и становящаяся удовлетворением за наши грехи и грехи наших братьев и сестёр.

Крестное знамение

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.
Или:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго. Аминь.



Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Исповедание веры

Верую во единого Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу; через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес,
и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. 
Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

Ангельское приветствие


Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою,
Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших. Аминь.

Под Твою защиту

Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица. Не презри молений наших в скорбях наших, но от всех опасностей избавляй нас всегда, Дева преславная и благословенная. Владычица наша, Защитница наша, Заступница наша, с Сыном Твоим примири нас, Сыну Твоему поручи нас, к Сыну Твоему приведи всех нас. Аминь.

К Ангелу-Хранителю

Святой Ангел Божий, хранитель и покровитель души моей! Пребудь всегда со мной, утром, вечером, днём и ночью, направляй меня на путь заповедей Божиих и удали от меня все искушения зла. Аминь.

Св. Иустин Философ и мученик.                                                                          Творения. М.: "Паломник", 1995. С. 371-384.
Послание к Диогнету
1. Вижу, превосходнейший Диогнет, твое сильное желание узнать христианскую веру. Ты весьма определенно и ясно спрашиваешь о христианах; на какого Бога они уповают и какое служение Ему воздают? Что воодушевляет их всех презирать самый мир и пренебрегать смерть? Почему они не всех признают богов, чтимых язычниками и не соблюдают иудейского богопочитания? Откуда у них любовь, которую они питают друг к другу? Почему, наконец, этот новый род и этот образ жизни явились в настоящее время, а не раньше. Одобряю это желание твое и молю Бога, дающего нам способность говорить и слышать, дать мне сказать так, чтобы, услышав меня, ты сделался лучше и не опечалился от того, что я тебе скажу.
2. Когда ты очистишь себя от всех предубеждений, владычествующих над твоим умом, и отвергнешь обольщающие тебя привычки, когда ты обновишься подобно новорожденному, ибо и самое учение, которое ты будешь слушать, даже по твоему признанию, ново; тогда рассуди, не глазами только, но и разумом, из какого вещества и какой формы те, кого вы называете и почитаете богами. Не есть ли один из них каменоподобный тем, которые вы попираете ногами; другой медь, не лучше сосудов, сделанных из нее для вашего употребления; этот - дерево, к тому же сгнившее; тот - серебро, которое требует сторожа, чтобы его не украли; другой - железо, изъеденное ржавчиною или же - глина, которая нисколько не лучше той, что употребляется на изделия для самых низких потребностей. Не сделано ли все это из тленного вещества? Не изготовлено ли посредством железных орудий и огня? Не сделано ли одно каменщиком, а другое медником, то - серебренником, а иное горшечником? Каждое из этих веществ не было ли обработано тем или иным художником, как это и теперь бывает, прежде чем оно, благодаря их искусству, не получило образ богов? Теперешние сосуды из того же вещества не могут ли быть переделаны в изображения богов, если попадут в руки тех художников? И наоборот, боги, которым поклоняются ныне, не могут ли быть переделаны людьми в сосуды, подобные прочим? Не все ли они глухи, слепы, бездушны, без чувств и не способны двигаться? Не все ли они подвержены гниению и порче? Вот что вы называете богами, вот чему служите и чему покланяетесь; и сами вы, конечно, делаетесь подобными им. За то вы и ненавидите христиан, что они не признают этих богов. Но вы, которые их ныне почитаете за богов, не больше ли оказываете к ним пренебрежения, чем христиане? Не больше ли вы смеетесь над ними и оскорбляете их, когда, чтя богов из камня и глины, оставляете их без стражи, а богов из серебра и золота запираете на ночь и приставляете к ним днем сторожей, чтобы их не похитили? Самые почести, которые вы им воздаете, служат больше наказанием для них, если только они чувствуют; если же они лишены чувства, то вы обличаете их в этом, служа им кровью и запахом приносимых жертв. Пусть кто-нибудь из вас испытает это же на себе. Ни один человек не потерпит добровольно такого наказания, потому что имеет чувство и разум; камень терпит это, т.к. он безчувствен, а вы не доказываете чувствительности его. Что христиане не рабствуют таким богам, об этом можно сказать и многое другое; но хотя бы сказанного показалось недостаточным, я все же считаю излишним говорить больше.
3. Теперь, я думаю, ты хочешь услышать, почему христиане не чтут Бога также, как и иудеи. Эти последние, правда, отвергают идолослужение, о котором только что было сказано и почитают Единого Бога, Которого и признают владыкою вселенной; но коль скоро они воздают Ему такое же служение, что и язычники, то погрешают. Ибо язычники, принося жертвы безчувственным и глухим идолам, показывают знак неразумия, тогда как иудеи, думая почтить Бога теми же жертвами, как будто Он имеет в том нужду, показывают скорее свою глупость, чем благочестие. Тот, кто сотворил небо, землю и все что в них, и всем нам подает все необходимое, не может, конечно, иметь нужды ни в чем, что Сам дарует тем, кто думает что-либо дать Ему. И если они, принося богу жертвы крови, курения и всесожжении, думают такими почестями прославить Его и что-либо доставить Тому, Который ни в чем не имеет нужды, то мне кажется, они ничем не различаются от тех, которые оказывают такое же почитание богам безчувственным, не могущим принимать такой чести.
4. Что же касается до чрезмерной разборчивости иудеев в пище, их суеверий в соблюдении субботы, тщеславия своим обрезанием, лицемерия в постах и в новомесячиях, то все это так смешно и не стоит слова, что, как мне кажется, нет нужды тебе узнавать об этом от меня. Ибо из всего того, что Бог сотворил для пользы человека, прилично ли одно принимать, как хорошее, а другое отвергать, как безполезное и излишнее? Не нечестно ли клеветать на Бога, будто Он запрещает в субботу делать что-либо доброе? Не достойно ли также осмеяния гордиться обрезанием, как свидетельством особого избрания, как будто за это они особливо возлюблены Богом? Точно также и то, что они наблюдают течение звезд и луны, чтобы отмечать месяцы и дни, а божественное промышление и смены времен распределяют по своим собственным желаниям, иное обращая в праздники, а другое в дни плача, - кто же не почтет это все скорее признакам безумия, нежели благочестия? Думаю, что тебе ясно теперь, что христиане правильно поступают, удаляясь от всеобщего суеверия и обольщения, как и от иудейской суетной заботливости и тщеславия. Что же касается до их благочестия, то это тайна, научиться которой не надейся от человека.
5. Христиане не отличаются от других людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь, ничем не отличную от других людей. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны. Они не привержены к какому-либо учению человеческому, как другие. Но обитая в эллинских и варварских городах, - где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, пище и во всем другом, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество - чужая страна. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, но только не бросают их. У них общая трапеза, но не общее ложе. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех, но всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают. Их умерщвляют, но они животворятся. Они бедны, но всех обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют. Безчестят их, но они тем прославляются. На них клевещут, но они оказываются правыми. Их злословят, а они благословляют; за оскорбления они воздают почтение; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; они радуются наказанием, как будто бы им давали жизнь. Иудеи воюют против них, как против иноплеменников. Язычники их преследуют, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят.
6. Одним словом: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, как христиане по всем государствам мира. Душа, хотя и обитает в теле, но сама бесплотна; и христиане живут в мире, но не суть от мира. Невидимая душа заключена в видимом теле; так и христиане, находясь в мире, видимы, но богопочтение их остается невидимым. Плоть ненавидит душу и воюет против нее, ничем не будучи ею обижена, потому что душа запрещает ей предаваться удовольствиям. Точно также и мир ненавидит христиан, от которых он не терпит никакой обиды, за то, что они вооружаются против его удовольствий. Душа любит плоть свою и члены, несмотря на то, что они ненавидят ее, и христиане любят тех, кто их ненавидит. Душа заключена в теле, но в сущности она сама содержит тело. Так и христиане, заключенные в мире, как бы в темнице, сами сохраняют мир. Бессмертная душа обитает в смертном жилище; так и христиане обитают, как пришельцы в тленном мире, ожидая нетления на небесах. Душа, претерпевая голод и жажду, становится лучше; и христиане, в своих наказаниях, все больше умножаются с каждым днем. Вот какое славное положение определил им Бог, и от него им нельзя отказаться.
7. Ибо, как я сказал, не земное изобретение предано им, не вымысел кого-либо из смертных они стараются тщательно сохранить, и не распоряжение человеческими тайнами вверено им. Но Сам, поистине Вседержитель и Творец всего, невидимый Бог Сам вселил в людей и напечатлел в их сердцах небесную истину и святое Свое и непостижимое Слово. Он не послал к людям, как это можно было бы предположить, кого-либо из слуг Своих, ангела или начальника, правящего земным или начальствующего небесным, но послал Он Самого Художника и Создателя всего, Которым Он сотворил небеса, Которым заключил море в своих пределах, Которого тайны верно охраняют небесные стихии, от Которого солнце получило определенные меры дневных течений своих, а луна повинуется Его повелению светить ночью, Которому послушны звезды, следуя течению, Которым все устроено, определено и подчинено: небеса и все, что на небесах, земля и все земное, море и все, что в море, огонь, воздух, бездна и все, что в высоте, в глубине и в середине. Вот Кого послал Он к людям! Но не для того, как могла бы предположить человеческая мысль, чтобы показать Свою власть, устрашить и потрясти. Никак! Но Он послал Его с благостью и кротостью. Он послал, как царь, посылающий царского сына, Он послал Бога, как надо было послать к людям, т.е. для спасения, для убеждения, а не для принуждения, т.к. оно не свойственно Богу. Он послал, как призывающий, но не как преследующий; как любящий, но не как судящий. Некогда пошлет Он Его и как судью, и кто стерпит тогда Его пришествие? Не видишь ли ты, что христиан бросают на съедение зверям для того, чтобы они отреклись от Господа, но они остаются непобедимыми? Не видишь ли, что чем большее число их подвергается казням, тем более увеличивается число других? Это не дело человеческое, а сила Божия и доказательство Его пришествия.
8. Кто из людей знал, что такое Бог, прежде пришествия Его Самого? Или ты одобришь пустые и вздорные слова тех, якобы достойных доверия философов, которые называли Богом все то, что ни захотят: одни - огонь, другие - воду или какую-либо из стихий, сотворенных Богом? Но если какое-либо из этих мнений достойно одобрения, то и всякая другая сотворенная вещь может подобным образом быть названа Богом. Но все это - только ложь и обольщение этих обманщиков. Никто из людей не видел и не познал Бога, но Сам Он Себя явил людям. И явил Себя через веру, которой одной только и даровано видеть Бога. В самом деле, Господь и Создатель всего, Бог, Который все сотворил в порядке, показал людям не только свою любовь, но и долготерпение. Таков Он был всегда, таков и есть и будет: милостив, благ, незлобив и истинен. Он один только благ. То великое и неизреченное намерение, которое было в Его мысли, Он сообщил одному только Сыну Своему. Доколе Он держал и сохранял в тайне премудрый совет Свой, казалось, что Он оставил нас, отложив о нас попечение. Но лишь только Он открыл через Своего возлюбленного Сына утаенное от века намерение, Он даровал нам все сразу, т.е. причащаться Его благодеяний, видеть и понимать то, чего никто не ожидал.
9. Итак, все это домостроительство было ведомо Ему вместе с Сыном, но Он попустил нам в прежнее время следовать по собственному нашему произволу безпорядочным страстям, увлекаться удовольствиями и похотьми, но вовсе не потому, что Он увеселялся нашими грехами. Он только терпел это и не благоволил о том неправедной времени, но приготовлял настоящее время праведности, дабы убедившись в прежнее время из собственных наших дел, что мы, недостойные жизни, удостоились теперь ее по благости Божией и, показавши, что мы сами собою не можем войти в царствие Божие, но получили эту возможность от силы Божией. Когда же исполнилась мера нашей неправды и совершенно обнаружилось, что в воздаяние за это следует ожидать наказания и смерти, когда пришло время, в которое Бог по беспредельному человеколюбию и по любви Своей предположил явить наконец Свою благость и силу, тогда Он не возненавидел нас, не отверг, но без злопамятства, а с долготерпением снес его (по видимому - меру неправды, - ред.), и Сам принял на Себя наши грехи. Он отдал Сына Своего в искупление за нас. Святого за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных. Что же в самом деле другое могло покрыть наши грехи, как не Его праведность? Через кого мы беззаконные и нечестивые могли оправдаться, как не через Сына Божия? О сладостная расплата! О неизследимое строительство! О неожиданные благодеяния! Беззаконие многих покрывается одним Праведником и праведность Одного оправдывает многих беззаконников. Обнаружив таким образом в прежние времена безсилие нашей природы для достижения жизни, а теперь показав нам Спасителя, могущего спасти то, что не могло спастись; Бог тем и другим хотел расположить нас к тому, чтобы мы веровали в Его благость, почитали Его Питателем, Отцом, Учителем, Наставником, Врачом, Мудростью, Светом, Честью, Славою, Жизнью, не заботясь об одежде и пище.
10. Если же и ты возжелаешь прежде всего эту веру и примешь ее, то тогда ты познаешь Отца. Бог возлюбил людей, для которых Он сотворил мир, которым покорил все на земле; дал им разум и понимание; им одним только позволил Он обращать взор к небу; создал их по собственному Своему образу, к ним послал Своего единородного Сына и обещал им царство небесное, которое и даст тем, кто возлюбит Его. Подумай, какой радости ты исполнишься, когда познаешь Отца! Как ты возлюбишь Того, Кто первый возлюбил тебя! Когда же возлюбишь Его, то сделаешься подражателем Его благости. Не удивляйся, что человек может стать подражателем Божиим. Человек может, если Бог этого хочет. Ведь не в том состоит блаженство, чтобы иметь власть над другим, или быть сильнее немощных. Не в том, чтобы быть богатым или притеснять подчиненных. Не в этом состоит подражание Богу. Это все чуждо величию Божию. Но тот, кто принимает на себя бремя ближнего, кто, имея в чем-либо превосходство, благодетельствует меньшим, кто раздает нуждающимся полученные им от Бога дары, и словно становится Богом для получающих от его рук, - тот есть подражатель Богу. Тогда ты, находясь на земле, увидишь, что есть Бог, живущий на небесах, тогда начнешь вещать тайны Божии. Тогда возлюбишь ты и удивишься тем, кто терпит мучение и заблуждение мира, когда на самом деле научишься жительствовать на небе, когда будешь презирать здешнюю мнимую смерть, а бояться действительной смерти, уготованной тем, кто будет осужден на вечный огонь окончательно ему уготованный. Тогда ты удивишься тем, кто за правду терпит огонь временный и почтешь их блаженными, когда узнаешь тот огонь.
11. Я не говорю чего-либо странного и не ищу напрасно убедить других, но, будучи, учеником Апостолов, я сделался учителем язычников. То, что предано мне, я стараюсь сообщить ученикам, достойным истины. Кто же в самом деле, будучи правильно научен и рожден благостью Слова, не постарается тщательно изучить то, что Слово ясно преподало Своим ученикам? Само Слово, явившееся им, открывало и свободно говорило то, что было непонятно неверующим, и что Оно объясняло ученикам, и те, кого Оно сочло верными, познали таинства Отца. Для этого-то Он и послал Слово, чтобы Оно явилось миру. Отвергнутое народом иудейским, Оно было проповедано апостолами и в Него уверовали язычники. Оно было искони, но явилось в последнее время. Оказавшееся древним, Оно всегда вновь рождается в сердцах святых. Вечно Сущий ныне признан Сыном. Чрез Него обогащается Церковь и благодать, распространяясь, множится во святых, дарует разум, открывает тайны, возвещает времена, радуется о верных, даруется ищущим и не нарушающим пределов веры, и не преступающим преданий отцов. Таким образом восхваляется страх закона, познается благодать, данная пророкам, утверждается вера Евангелий, соблюдается предание Апостолов и веселится благодать Церкви. Не оскорбляя этой благодати, ты познаешь то, о чем говорит Слово, чрез кого и кому Ему угодно. То, что повелевает нам воля Слова, побуждает нас высказать вам с ревностью и мы приобщаемся вам через любовь к открытым нам истинам.
12. Внимая и прилежно слушая это, вы разумеете то, что Бог дарует истинно любящим Его, сделаетесь раем утешений, плодовитым зеленеющим деревом, возрастая внутрь самих себя и украшаясь различными плодами. Так как здесь было посажено древо познания и древо жизни. Но не древо познания губит, а преслушание: Ясно то, что написано, а именно, что Бог искони посадил посреди рая древо жизни. Но первые люди воспользовались им нечисто и обнажились коварством змея.
Ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни непрочно. Потому-то оба дерева и были посажены друг подле друга. Усмотрев смысл этого, Апостол потому и укоряет ведение, осуществляемое в жизни без истинной заповеди, говоря: "разум кичит, любовь созидает". (1Кор.8:1.). Кто думает знать что-либо без истинного ведения, не засвидетельствованного жизнью, тот ничего не знает, тот обольщается змием, потому, что не возлюбил жизни. Но кто получил ведение со страхом и ищет жизни, тот с надеждою насаждает, ожидая плода.
Да будет ведение сердцем твоим; жизнью же истинное слово, тобою приемлемое. Насадив это древо и принося плод, ты всегда будешь получать от Бога то, чего желаешь, к чему змей не прикасается и во что обольщение не проникает. Тогда и Ева не растлевается, но остается девою. Тогда и спасение является и апостолы исполняются разумения, Пасха Господня совершается, сходятся лики и установляются в стройном чине.
Тогда Слово поучает святых и торжествует, и Отец чрез Него прославляется. Слава Ему во веки, аминь.

Примечания 
Печ. по "Богословский сборник, вып. II", Издание преподавателей Св.-Тихоновской духовной семинарии. Саут Канаан, Пенсильвания, 1955

© "Золотое слово Священного Предания (I-III век., вып. 09). - М.: 2001. С. 24-34